1 I. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Читалочка» 1.1 Пояснительная записка Чтение – уникальный феномен культуры, и в каждой стране оно выполняет функции, далеко выходящие за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей общества. Сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, произошедших в последнее время, статус чтения, его роль, отношения к нему сильно изменились. Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. И если у 6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы - сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется 2 правильное звуко - и слово-произношение. Наиболее эффективным средством привития детям интереса к чтению являются игровые технологии. Игровые технологии позволяют: поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки; позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия; повышают уровень развития познавательной активности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. Упражнения и игры, предлагаемые обучающимся, помогут детям закрепить зрительные образы букв, расширить понятие о гласных и согласных звуках. Чтение слогов различной структуры даст возможность скорректировать артикуляцию и совершенствовать навык чтения. Упражнения на словообразование и словоизменение пополнят словарный запас и сформируют грамматический строй речи. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Читалочка» (далее Программа), разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28); - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2); - Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». Направленность Программы: социально-гуманитарная 3 Актуальность Программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос обучению чтению. Проблема подготовки детей к обучению чтению является на данный момент одной из актуальных педагогических и социальных проблем. На практике мы сталкиваемся с серьёзным противоречием: современные требования общества к информационной подготовленности человека возрастают, и, с точки зрения, овладение навыком чтения в дошкольном детстве становится необходимым условием успешного обучения ребёнка в школе, в тоже время отмечается увеличение числа дошкольников с проблемами в психофизиологическом развитии, в том числе и с проблемами формирования предпосылок овладения чтением, что препятствует своевременному обучению чтению. Сам факт создания программы междисциплинарного характера по подготовке к обучению чтению, предусматривающей возможность не только развития, но и коррекции предпосылок чтения, может расцениваться с положительной точки зрения. Основу программы составляют теоретические положения, разработанные ведущими психологами А.Р. Лурия и Д.В. Элькониным, и практические рекомендации современных педагогов и логопедов Е.В. Колесниковой, М.А. Поваляевой, Т.А. Ткаченко и др. Педагогическая целесообразность Программы Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный навык послогового чтения, необходимый для подготовки к школе. Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах: - принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»); - принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников; - принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи; - онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей обучаемых. В программе предусмотрена возможность активного и системного использования игрового материала при подготовке детей к обучению чтению, 4 так как направлены, в первую очередь, на формирование положительной мотивации к будущей учебной деятельности. Адресат: Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет Продолжает развиваться образное мышление, навыки обобщения и рассуждения, восприятие, воображение. Внимание становится произвольным, время сосредоточения достигает до 30 минут. Продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй речи, лексика. Развивается связная речь, расширяется словарь. Развивается диалогическая и монологическая речь. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня в соответствии с возрастом 6 - 7 лет – 30 мин. Объём освоения Программы включает в себя 34 часа образовательной деятельности Срок освоения Программы с 09 сентября по 31 мая (1 год) Форма обучения: очная Количество детей в группе 8-9 человек Форма организации занятий: - фронтальная работа, самостоятельная работа в тетрадях, работа с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности Виды занятий: беседа, игры-занятия Форма подведения итогов реализации Программы: итоговый праздник чтения 1.2. Цели и задачи Программы Цель Программы - – развитие психофизиологических предпосылок к обучению чтению у дошкольников, формирование навыков звукового и 5 звукобуквенного анализа и положительной мотивации к данному виду деятельности. Задачи: Образовательные: формирование запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; формирование умения понимать инструкцию и выполнять её самостоятельно; формирование умения планировать деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку. Развивающие: развитие психических процессов; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации; развитие фонематического слуха и восприятия, через вовлечения детей в систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами; овладение навыками чтения; развитие способности к само регуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Воспитательные: воспитание выразительности речи; воспитание интереса к художественной литературе; воспитание культуры речевого общения; воспитание звуковой культуры речи. 1.3. Содержание Программы Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со 6 звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учебный (тематический) план № п/п 1 2 3 Название раздела, темы занятий Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика. Гласный звук IаI; буква А, а. Гласный звук, IуI; буква У, у. Гласный звук IоI, буква О, о. Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У Количество часов Формы всего теория практик аттестации/контроля а 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа 1 0,5 1 0,5 1 4 Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м. Согласные звуки IсI , Iс’I; буквы С, с. 1 5 Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС. Читаем слитно: МА, МУ, МО, СА, СУ, СО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Определение слогов в словах. Согласные звуки IхI, Iх’I; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Согласные звуки IрI, Iр’I; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Дифференциация звуков и букв С, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. 1 1 1 1 Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов 6 7 8 9 10 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 7 МИШКА, МЫШКА. Согласные звуки IлI, Iл’I; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Согласные звуки IнI, Iн’I; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 13 Согласные звуки IкI, Iк’I; буквы К, к. Большая буква в именах, начале предложений. Словесное ударение. 1 0,5 0,5 14 Согласные звуки IтI, Iт’I; буквы Т, т. Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов: МЫМИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Составление предложения со словом И Согласные звуки IпI, Iп’I; буквы П, п. Согласные звуки IзI, Iз’I; буквы З, з. Согласные звонкие и глухие звуки. Дифференциация звуков и букв З, С. Согласный звук Iй’I; буквы Й, й. Совершенствование навыков чтения. Согласные звуки IгI, Iг’I; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 20 Согласные звуки IвI, Iв’I; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. 1 0,5 0,5 21 Согласные звуки IдI, Iд’I; буквы Д, д. Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. 1 0,5 0,5 11 12 15 16 17 18 19 8 Печатание слогов. 22 Согласные звуки IбI, Iб’I; буквы Б, б. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. 1 0,5 0,5 23 Согласный звук IжI, всегда твёрдый; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Правило написания и прочтения сочетаний – ЖИ, ШИ. Дифференциация звуков и букв Ж, З, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. 1 0,5 0,5 24 Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов. 1 0,5 0,5 25 Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Буква Ъ – показатель твердости. СЕЛ-СЪЕЛ. Печатание слогов. 1 0,5 0,5 26 Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов. Чтение текстов с буквой Я. 1 0,5 0,5 27 Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов. 1 0,5 0,5 28 Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Е-ё. Чтение текста. 1 0,5 0,5 29 Мягкий согласный звук Iч’I; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков и букв Ч, Ш, С, Ть. Чтение текста. 1 0,5 0,5 30 Гласный звук IэI; буквы Э, э. 1 0,5 0,5 9 31 Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Дифференциация звуков и букв Ц, Ч, С. Чтение текста. 1 0,5 0,5 32 Согласные звуки IфI, Iф’I; буквы Ф, ф. Печатание слогов. 1 0,5 0,5 33 Согласный звук Iщ’I; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ, Ч, С. Чтение текста. 1 0,5 0,5 34 Итоговое занятие. Итоговый праздник чтения. 1 итого 34 1 15 19 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. «Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика». Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение», «речь письменная», «речь устная». Букварь. Правила общения с книгой. «Чудесный домик». Практическая часть. Диагностика. Игра «Стучалочка». Выполнение упражнений в индивидуальных тетрадях: «Найди буквы», «Сколько букв спряталось», «Зачеркни неправильную букву». Тема 2. «Гласный звук IаI; буква А, а. Гласный звук, IуI; буква У, у. Гласный звук IоI, буква О, о». Теоретическая часть. Знакомство с буквами А, У, О: их графическое изображение. Звуки А, О, У – гласные. Практическая часть. Игра «Кто внимательный». Лепка букв из пластилина. Чтение «Букваря» (стр. 4-6), передвигая пальчик от красной линии. Физминутка «Хома-хомячок». Штриховка букв, печатание. Поиск и подчеркивание заданных букв среди других. Тема 3. «Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У». Практическая часть. Дидактическая игра «Поймай звук» (на звуки А, У, О). Повторение букв А, У, О (найти в конвертике). Игра «Назови слова на букву…». Чтение по букварю в строчку и в столбик. Обучение соединению букв (стр. 9 «Букваря»). Составление слогов с буквами А, О, У по разрезной азбуке. Раскрашивание картинок на определенную букву. 10 Тема 4. «Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м. Согласные звуки IсI , Iс’I; буквы С, с». Теоретическая часть. Звук М – согласный, может быть мягкий и твердый, обозначаем синей или зеленой фишкой. Звук С – согласный, может быть твердый или мягкий. Правильная артикуляция изучаемых звуков. Показ графического изображения букв М, С. Практическая часть. Выкладывание букв из палочек. Игра с «чудесным домиком». Физминутка «Мы читали, мы читали». Чтение по букварю в строчку и в столбик (стр. 7-8). Штриховка и печатание букв. Тема 5. «Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС». Практическая часть. Игра «Какой буквы не стало». Обозначение букв фишками: красная, синяя, зеленая. Чтение слогов по букварю: хоровое и индивидуальное (стр. 10-13). Составление слогов по разрезной азбуке. Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Печатание букв и выкладывание слогов. Определение слогов в немой артикуляции педагога. Тема 6. «Читаем слитно: МА, МУ, МО, СА, СУ, СО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Определение слогов в словах». Практическая часть. Загадки про маму, выкладывание слова МАМА из разрезной азбуки. Игра на нахождение определенного звука в слове «Хлопушки». Работа по ориентировке на странице книги. Чтение слогов МА, МУ, МО, СА, СУ, СО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Физминутка «Яблоко». Работа с «Букварём» (стр. 14-16) и в тетрадях (печатание слогов). Тема 7. «Согласные звуки IхI, Iх’I; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО». Теоретическая часть. Графическое изображение буквы Х. Может обозначать глухой тверды и мягкий звуки. Правильное произношение. Практическая часть. Вычленение буквы Х в словах в разных позициях на слух. Штриховка буквы, печатание большой и маленькой буквы. Звуковой анализ слова МУХА. Физминутка «Хомячок». Чтение букваря (стр. 18-19), работа в тетрадях (печатание слогов). Составление предложений со словом СУХО. 11 Тема 8. «Согласные звуки IрI, Iр’I; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами». Теоретическая часть. Знакомство с графическим изображением буквы Р. Верное произношение звуков IрI, Iр’I. Понятие «заглавная буква». Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Практическая часть. Загадки про рыбу, радугу, репку (определение первого звука в словах). Игра «Вода – камень». Выкладывание буквы Р из пластилина. Игра «Прятки». Работа со слоговыми таблицами, «чудесным домиком». Физминутка «На речке». Чтение слогов с доски: РА, СУ, ХОР. Чтение по букварю (стр. 20-21). Тема 9. «Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Дифференциация звуков и букв С, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке». Теоретическая часть. Знакомство с графическим изображением буквы Ш. Согласный звук IшI – всегда твердый. Сравниваем звук С и Ш. Практическая часть. Игра «Хлопушки». Разгадывание загадок про шарик, шапку, карандаш, машину (игра на определение места звука в слове). Игра «Найди букву». Чтение слогов с помощью «чудесного домика», слов: СА-ША, МАРШ, ХО-РО-ШО, ХО-РОШ, СУ-ША, МА-ША, ШАР, ХОР, ШУМ, САМ. Физминутка «Яблоко». Составление слогов по разрезной азбуке, штриховка в тетради. Чтение букваря (стр. 22-23). Тема 10. «Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА». Теоретическая часть. Знакомство с графическим образом буквы Ы. Правильное произношение. Рассуждаем на тему, для чего нужно понимать смысл прочитанного. Практическая часть. Игра «Какой звук я выделяю?». Игра «Хлопушки». Чтение на доске: СЫ, РЫ, МЫ. Лепка из пластилина буквы Ы. Составление из разрезной азбуки слов: О-СЫ, У-СЫ, ША-РЫ. Поиск на зашумленной картинке загаданной буквы. Печатание слогов. Чтение букваря (стр. 24). Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. Тема 11. «Согласные звуки IлI, Iл’I; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке». 12 Теоретическая часть. Знакомство с графическим изображением буквы Л. Правильная артикуляция. Понятие «точка». Сравниваем звуки Л и Р. Практическая часть. Игра «Хлопушки». Придумывание предложений из двух, трех слов. Чтение и выкладывание из разрезной азбуки: ЛУ-ША, ЛА-РА, РО-МА, ЛО-РА, СЛУХ, МЫ-ЛО, СЫ-РО. Физминутка «К речке быстрой». Игра «Найди правильную букву». Чтение букваря (стр. 25-27). Отвечаем на вопросы по прочитанному тексту. Тема 12. «Согласные звуки IнI, Iн’I; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог». Теоретическая часть. Знакомство с графическим изображением буквы Л. Правильная артикуляция. Звуковой анализ звуков IнI, Iн’I. Понятия «ударение», «ударный слог». Обучение постановке ударения. Практическая часть. Придумывание слов, в составе которых есть звуки Р, Л, С, Ш, Х, М. Определение первого звука в словах: нос, ноги, носорог. Выкладывание из счетных палочек буквы Н, штриховка в тетрадях. Печатание слогов: НА, НО, НУ. Физминутка «По дорожке». Составление из разрезной азбуки слов: НОС, СЫН, СЫР, СОР, СЫРО. Чтение букваря (стр. 28-30). Отвечаем на вопросы по прочитанному тексту. Тема 13. «Согласные звуки IкI, Iк’I; буквы К, к. Большая буква в именах, начале предложений. Словесное ударение». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы К. Звуковой анализ IкI, Iк’I. Беседа на тему, когда в словах пишется большая буква. Практическая часть. Игры «Хлопушки», «Прятки». Выкладывание букв из палочек. Работа с «чудесным домиком», кубиками. Физминутка. Чтение букваря (стр. 31-32). Определение ударного гласного в заданных словах. Тема 14. «Согласные звуки IтI, Iт’I; буквы Т, т». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Т. Звуковой анализ IтI, Iт’I. Верное произношение. Практическая часть. Загадки. Штриховка в тетрадях. Выкладывание букв из палочек. Физминутка. Чтение букваря (стр. 33). Работа со слоговыми кубиками. Тема 15. «Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов: МЫ-МИ, РЫРИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Составление предложения со словом И». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы И. Правильная артикуляция. 13 Практическая часть. Игры «Хлопушки», «Найди букву». Чтение на доске. Звуковой анализ и печатание слогов в тетрадях: МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫТИ. Физминутка. Чтение букваря (стр. 34-36). Работа со слоговыми таблицами и «чудесным домиком». Тема 16. «Согласные звуки IпI, Iп’I; буквы П, п». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы П. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IпI, Iп’I. Практическая часть. Придумывание слов, в составе которых есть звуки М, Н, К, П. Составление из разрезной азбуки имен детей из четырех букв: Ни-на, Мила, Си-ма, Па-ша и др., а также печатание слогов и слов в тетради: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, Па-па, па-ра. Физминутка «Здравствуй». Чтение букваря (стр. 37-38). Тема 17. «Согласные звуки IзI, Iз’I; буквы З, з. Согласные звонкие и глухие звуки. Дифференциация звуков и букв З, С». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы З. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IзI, Iз’I. Сравниваем звуки и буквы С, З. Практическая часть. Игра «Хлопушки» со звуком З. Игра «Прятки». Чтение слогов из двух и трех букв с доски. Штриховка в тетрадях. Чтение и составление из разрезной азбуки слов: КО-ЗА, КО-СА, РО-ЗА, КО-СЫ, РО-СЫ, У-ЗО-РЫ. Физминутка «Вышли пальчики гулять». Печатание слогов в тетрадях. Чтение букваря (стр. 39-41). Игра «Услышишь звук З – хлопни, звук С – топни». Тема 18. «Согласный звук Iй’I; буквы Й, й. Совершенствование навыков чтения». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Й. Правильная артикуляция. Звуковой анализ Iй’I. Практическая часть. Игры «Хлопушки», «Прятки». Выкладывание букв из палочек. Чтение с доски. Выкладывание слогов из разрезной азбуки: АЙ, ОЙ, ЫЙ, ИЙ. Штриховка и печатание слогов и слов в тетрадях. Физминутка «Буратино». Чтение букваря (стр. 42-44). Тема 19. «Согласные звуки IгI, Iг’I; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Г. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IгI, Iг’I. Понятия «вопросительное предложение», «вопросительная интонация». 14 Практическая часть. Выкладывание буквы Г из счетных палочек. Игра «Хлопушки» (К, Г). Придумывание слов, в составе которых есть звуки Г, П, У, З. Складывание из букв слогов: ГА, ГИ, ГО, ГУ, ГЫ. Выкладывание слов из разрезной азбуки: НО-ГА, ГО-РА, ГУ-СИ. Физминутка. Чтение по слоговым таблицам. Чтение букваря (стр. 45-46). Тема 20. «Согласные звуки IвI, Iв’I; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы В. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IвI, Iв’I. Практическая часть. Игра «Хлопушки» (на звук В). Чтение и составление слогов и слов по разрезной азбуке (ВА, ВО, ВЫ, ВИ, И-ВА, ВА-ЗА, СО-ВА). Печатание слогов в тетради. Штриховка в тетради. Физминутка «Буратино». Чтение букваря (стр. 47-50). Работа с «чудесным домиком». Тема 21. «Согласные звуки IдI, Iд’I; буквы Д, д. Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. Печатание слогов». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Д. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IдI, Iд’I. Закрепление понятий «слог», «слово», «предложение». Сравнение букв и звуков Д, Т. Практическая часть. Игра «Найди букву». Придумывание слов, в составе которых есть звуки Т, Д. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке: ТА, ДА, ДО, ТО, ДУ, ТУ, ТЫ, ДЫ. Выкладывание слов из разрезной азбуки: ДОМ, ДЫМ, ДУШ, ТОМ. Физминутка «К речке быстрой». Печатание слогов в тетрадях. Чтение букваря (стр. 51-52). Тема 22. «Согласные звуки IбI, Iб’I; буквы Б, б. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Б. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IбI, Iб’I. Сравнение букв и звуков Б-П. Практическая часть. Игры «Хлопушка», «Найди букву». Выкладывание слогов из разрезной азбуки: БА, БО, БУ, БИ, БЫ. Придумывание слов, в составе которых есть звуки Б, П. Работа с «чудесным домиком»: найди слоги БА, ПА, БУ, ПУ, БИ, ПИ. Физминутка «Буратино». Печатание слов в тетрадях: БАЛ-КА, ПАЛ-КА, БЫ-ЛИ, ПЫ-ЛИ. Чтение букваря (стр. 53-57). 15 Тема 23. «Согласный звук IжI, всегда твёрдый; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Правило написания и прочтения сочетаний – ЖИ, ШИ. Дифференциация звуков и букв Ж, З, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Ж. Правильная артикуляция. Звук IжI – всегда твердый. Сопоставление звуков и букв Ж, З, Ш. Правило написания и чтения сочетаний ЖИ, ШИ. Практическая часть. Придумывание слов, которые начинаются со звука Ж. Игра «Запомни и повтори» (разрезная азбука). Игра «Найди букву». Печатание слогов в тетради: ЖА, ЖО, ЖУ. Придумывание слов, в составе которых есть звуки З, Ж, Ш. Выкладывание из магнитных букв слогов: ЖА, ЗА, ША, ЖУ, ЗУ, ШУ, ЖИ, ШИ. Физминутка «Хома-хомячок». Чтение букваря (стр. 58-60). Тема 24. «Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Е. Правило чтения буквы Е в начале слова и после согласной. Практическая часть. Загадки. Выкладывание буквы Е из счетных палочек. Штриховка в тетрадях. Физминутка «По дорожке». Печатание слогов. Чтение букваря (стр. 61-63). Тема 25. «Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Ь. Практическая часть. Игра «Прятки». Выкладывание букв из пластилина. Чтение слогов с доски. Составление слов Ел-Ель, Угол-Уголь из разрезной азбуки. «Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов. Алфавит». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Ъ. Понятие «алфавит». Сравнение букв Ь, Ъ. Знакомство с последовательностью и правильным произношением всех букв алфавита. Практическая часть. Игра «Найди букву». Работа с «чудесными домиком». Чтение текстов из букваря (стр. 93-95). Физминутка. Чтение букваря (стр. 6467). Печатание в тетради. Тема 26. «Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов. Чтение текстов с буквой Я». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Я. Правило чтения буквы Я в начале слова и после согласной. 16 Практическая часть. Загадки. Придумывание слов, в составе которых есть буква Я. Штриховка в тетрадях. Игра «Найди букву». Печатание и анализ слогов: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Чтение текстов «Зоя, Ваня», «Наша семья», «Дикая яблоня», «Наша яблоня» из букваря (стр. 68-71). Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Тема 27. «Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. Печатание слогов». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Я. Правило чтения буквы Ю в начале слова и после согласной. Практическая часть. Загадки. Выкладывание букв из палочек и пластилина. Игра «Найди букву». Печатание слогов: ТУ-ТЮ, СУ-Сю, ДУ-ДЮ, их звуковой анализ. Физминутка. Чтение букваря (стр. 72-73). Тема 28. «Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов. Дифференциация звуков и букв Е-Ё. Чтение текста». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Ё. Правило чтения буквы Ё в начале слова и после согласной. Сравнение букв Е, Ё. Практическая часть. Игра «Найди букву». Выкладывание букв из палочек и пластилина. Печатание слогов в тетрадях, их звуковой анализ. Чтение текстов «Кот Буся и дождь», «Ёж и кот» из букваря (стр. 74-79). Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Тема 29. «Мягкий согласный звук Iч’I; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков и букв Ч, Ш, С, Ть. Чтение текста». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Ч. Звуковой анализ Iч’I – всегда мягкий согласный звук. Сравнение букв и звуков Ч, Ш, С, Ть. Практическая часть. Придумывание слов, в которых есть буквы Ч, Ш, С. Выкладывание букв из палочек. Игра «Найди букву». Чтение текста «Чайникначальник» из букваря (стр. 80-83). Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Тема 30. «Гласный звук IэI; буквы Э, э». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Э. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IэI. 17 Практическая часть. Загадки. Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву». Работа с разрезной азбукой и слоговыми таблицами. Физминутка. Чтение букваря (стр. 84). Тема 31. «Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Дифференциация звуков и букв Ц, Ч, С. Чтение текста». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Ц. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IцI. Сравнение букв и звуков Ц, Ч, С. Практическая часть. Придумывание слов, в которых есть буквы Ц, Ч, С. Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву». Работа с разрезной азбукой. Физминука. Чтение текстов «Подарок», «Зиме конец», «Весеннее солнце» из букваря (стр. 85-87). Тема 32. «Согласные звуки IфI, Iф’I; буквы Ф, ф. Печатание слогов». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Ф. Правильная артикуляция. Звуковой анализ IфI. Практическая часть. Игра «Хлопушки». Печатание слогов в тетрадях. Чтение текстов «Светофор», «Свинья Фефела» из букваря (стр. 88-89). Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Тема 33. «Согласный звук Iщ’I; буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ, Ч, С. Чтение текста». Теоретическая часть. Показ графического изображения буквы Щ. Звуковой анализ щ’I – всегда мягкий согласный звук. Сравнение букв и звуков Ч, Щ, С. Практическая часть. Игра «Хлопушки». Печатание слогов и слов в тетрадях. Игра «Найди букву». Чтение текстов «Три щетки», «Про маленького щенка» из букваря (стр. 90-92). Ответы на вопросы по прочитанным текстам. Тема 34. «Итоговое занятие». Практическая часть. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Упражнения на отчетливое произнесение слов. Чтение текстов. Задания на понимание смысла прочитанного. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы К концу года воспитанник будет уметь: - соотносить звуки с буквами; - выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; 18 - владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; - свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам и понимать смысл прочитанного; - правильно согласовывать слова в предложении; - составлять предложения с заданным словом, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.; - ориентируется в звукобуквенной системе языка; - понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв. II. Организационно-педагогические условия 2.1. Условия реализации Программы включают в себя: 19 Материально-техническое обеспечение Занятия по реализации Программы проводятся в логопедическом кабинете. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона логопедического кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, магнитной доской. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования (учительлогопед), имеющий высшее профессиональное педагогическое образование по специальности – логопедия. Методические материалы Работа с дошкольниками по Программе строится на основе главных методических принципов: учета возрастных особенностей детей, доступности материала, постепенности его усложнения. Методы обучения: наглядный, словесный, практический, информационно – рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский, моделирование. Методы воспитания: мотивация; упражнение; убеждение; поощрение; стимулирование. Педагогические технологии: технология группового обучения; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология; игровые технологии. Дидактический материал: крупные буквы, кубики, предметные картинки, фишки (зеленые, синие, красные), букварь Н. Жуковой, разрезная азбука (комплект на каждого ребенка), также каждый ребенок обеспечен цветными и простыми карандашами. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. При необходимости, учитель-логопед, реализующий данную программу, проводит индивидуальные беседы и консультации в течение года. 20 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года, с учетом уровня знаний и умений обучающихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля. Предварительный контроль – проводится в сентябре, когда комплектуется группа. Задача педагога – установить, на каком уровне находится воспитанник к началу занятий. Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. В ходе занятия педагог следит за активностью обучающихся, оценивает их реакцию, заинтересованность, внимание, продуктивность деятельности. Текущий контроль позволяет педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с детьми. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки: беседа по пройденному материалу; выполнение практического или теоретического задания. Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Формы проверки: анализ проделанной работы; открытые занятия. Итоговый контроль - заключительная проверка знаний, умений, навыков, подведение итогов обучения за год. Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи по Д. Б. Эльконину (Приложение). 21 Список литературы 1. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. 2. Лопухина И. С. Логопедия. (Звуки, буквы и слова. ) Спб., Дельта, 1998. 3. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, — М.; Мозаика-Синтез, 20054. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. – СПб: Детство-Пресс, 2002. 5. Цуканова С.П., Бетц Формируем навыки чтения М.издательство ГНОМ 2015. 6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. -М.: Владос,2002 7.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия инавыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. 8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: МГОПИ,1993. 9. Цуканова С.П., Бетц Формируем навыки чтения М.издательство ГНОМ 2015. 10. Швайко Г.С. Просвещение,1988. Игровые упражнения для 11. Эльконин Д.В. Как учить детей читать» М., 1991 22 развития речи. М.: Приложение Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи /для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/ Пояснительная записка В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания. 1. Скажи одно слово. 2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове. 3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье. При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу. Таблица 1 Фамилия Количественная оценка в баллах и имя ребенка выделение Фонемный анализ слова анализ предложений Общая оценка Обработка и интерпретация результатов исследования. 6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи; 23 4-5 баллов – среднему; 3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице. 24